?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рассмотрим подробнее шаманский костюм и атрибутику.
Сам костюм состоит из шапки, пояса, камлайки (длинная рубаха до колен или халат). Некоторые шаманы также имеют особые ботинки и штаны. В дополнении к предыдущей заметке следует отметить, что почти все нижеизложенное является духами-помощниками шамана.

1) Шапка (шаманская корона). Чаще всего на шаманские шапки вешают "наглазник", бахрома из ниточек, полосок кожи или бус закрывающих лицо до носа или полностью до подбородка. Наглазник имеет две основные функции. Во первых зимой при ясной погоде очень сложно смотреть на снег, он отражает лучше любого зеркала. Таким образом в традиционном обществе наглазник выполнял роль темных очков. Во вторых такой наглазник скрывает лицо шамана от неблагоприятных духов, обеспечивает некоторую защиту. Хотя некоторые считают что это защита скорее для окружающих, ибо лучше не видеть глаза шамана во время камлания. Сама шапка рсшивается различными рисунками солнца, неба, тотемического животного. У тенгрианских шаманов на шапке вышиты два глаза. Также шаманская шапка может изображать голову духа-тотема, яркий тому пример "шапка быка" Оларда Диксона. Иногда речь идет не о шапке, а о короне. Чаще всего корона- атрибут более сильных шаманов имеющих несколько посвящений. Например бурятская майхабши, имеет вид короны с высокими железными рогами изображающие оленьи. Или например тувинская корона- железное очеле с закрепленными на нем перьями, на подобии головных уборов индейцев. Кстати в тувинской традиции реже чем в других используется наглазник. В некоторых традициях на шапку вешают длинные широкие полоски ткани спадающие до пола на спину на подобии волос. Также на шапку иногда вешались колокольчики, фигурки гагар, символы солнца неба и луны. Шапка- один из немногих атрибутов который части передается по наследству. Особенно если символизирует тотем рода.

2)Камлайка (халат, рубаха). Камлайка делается из кожи или ткани. У разных народов выглядит по разному. Иногда на саму камлайку нашивают различные узоры, однако чаще эти узоры и символы привешивают. Иногда к рукаву и к подолу пришивается кусок ткани(кожи) с длинными свисающими полосками, символически обычно изображает крылья. Основную часть атрибутов, фигурки духов-помощников, зеркала, колокльчики, цветные ленты, когти, клыки, шкуры и тд привешиваются именно на камлайку. Чаще всего, особенно если шаман достаточно опытный, за привешанными атрибутами не видно самой камлайки.

3) Шаманский пояс. Пояс обычно это длинный кусок тесьмы, полоска ткани(кожи), либо несколько лент сплетенных в косичку. На пояс вешаются как атрибуты которые во время камланий не снимаются (колокольчики, фигурки духов), так и те, которые шаман снимает и использует. Основное различие между атрибутикой на поясе и на камлайке в том, что на камлайке как правило атрибутика не меняется, на поясе же может менятся от случая к случаю. Также иногда, когда шаман не выполняет серьезных выходов в другие миры, он надевает только шаманский пояс с самым необходимым. Также на пояс вешается сумка, различные мешочки, ритуальный нож и тд.

4) Штаны и ботинки. Как правило ритуальных штанов и ботинок шаман не заводит, но часто вешает на ботинки колокольчики. Исключением может быть случай, когда шаман надевает одежду из шкуры того или иного животного, но тогда весь костюм полностью меняется. За место шапки надевают либо маску, либо непосредственно голову животного, за место камлайки- шкуру с тела животного (или халат из нескольких шкур), на ноги шкуру с ног животного и тд.

5) Зеркало. Почти у всех европейских обываетелй шаман в первую очередь ассоциируется с бубном. Однако в большинстве традиций из самым сильным шаманским духом-помощником считают обычно не бубен, а шаманское зеркало. Называется оно по разному, толи, кузунгу, панапту. Шаманское зеркало, это не привычное нам стекляное серкало. Это небольшой (8-10см) круг из различных металлов. Размеры, формы, рисунки зеркальца меняются в зависимости от региона, как правило одна сторона отполирована до блеска а на другой нанесен рисунок. Иногда рисунок нанесен на обратную часть зеркала,иногда прямо на рабочую. Иногда зеркала выпуклые, иногда плоские. Существует одна красивая легенда, в ней говорится о том, что зеркало кузунгу (я буду называть его тувинским именем, поскольку мне так проще) это дух-помощник упавший с неба. Само происхождение зеркальца не рукотворное а небесное. Во время странствий по тайге шаман случайно видит предмет на земле, или висящий на ветке, который отражает лучи солнца. Подойдя по ближе он видит шаманское зеркальце и берет его себе, как величайший дар духов. Все дело в том, что когда хоронили шамана, рядом с могилой на ветку или прямо на землю клали его магическое зеркальце. И через какое-то время его находил другой шаман и брал его себе. Считается что чем древнее зеркало, тем больше его сила, так как зеркала имеют свойство запоминать все, что с ними происходило. Таким образом шаманское зеркало для знающих, является своего рода книгой по практикам шамана. Применение таким зеркал также различается. У некоторых народов существовали специальные зеркала например для собирания утренней росы. Или зеркала для разжигания ритуального огня от солнца. Зеркала используются для вытягивания вредоносных духов, как магнитом, отражения негативных энергий, защиты, конкентрации воли и энергии, выравнивания энергетического поля человека после болезни, предсказаний и еще для многих других целей. Обычно зеркала делаются из бронзы или меди, холодной ковкой. Помимо такого основного зеркала которым выполняется работы, некоторые шаманы стараются собрать по больше подобных зеркал меньшего размера. Обычно такие зеркала пришиваются на камлайку. Считается что у шамана должно быть одно зеркало на груди и одно на спине, но обычно их гораздо больше.

6) Колокольчики. Почти на всех атрибутах шамана присутствуют колокольчики. На бубне, колотушке для бубна, камлайке, поясе, иногда даже на шапке. Считается что звук металла отпугивает злых духов и сама энергетика звука благотворно влияет на организм человека. Часто колокольчики используются в целительстве. Звук множества колокольчиков успокаивает и расслабляет, особенно это остро ощущается на фоне резких и громких звуков бубна. Во многом колокольчики облегчают выход в транс. Когда шаман двигается, ходит ли, танцует ли, или просто поднимает руку, слышно не шуршание одежды или шаги, а именно колокольчики. Колокольчики бывают разных размеров и форм, иногда на них наносятся отдельные символы, иногда нет. Иногда шаманы в современности используют колокольчики из тибетской традиции, выполненные по принципу поющей чаши. Говорят что такие колокольчики служат не только для очищения, но и для поражению злых сли или даже людей. Такие колокольчики в основном используют женщины.

7) Ленточки и змеи. Из всех перечисленных атрибутов, летночки пожалуй единственне которые не являются духами помощниками. Сама лентачка является Благодарностью. Благодарностью человека шаману за изличение или Благодарностью шамана духам за работу. Или же просто дара. На шаманском костюме обычно ленточка означает удачное камлание. Привязыватся ленточка может как на камлайку (из-за чего множество таких ленточек иногда называют "волосами") когда она подарена в благодарность шаману, так и на духа-помощника, например на бубен, на трость, на зеркало или на чехол от варгана. Цвета ленточки в разных культурах обозначает разное, так что тут однозначного списка соотношения цветов и значений нет. Однако также часто ленты на самом костюме означают змей, помощников-проводников в Нижние миры. У тувинцев различают разные типы змей с разными свойствами. Каждый тип имеет свое название, вид, и место куда они крепятся. Змеи делаются из ткани, войлока и кожи.

8)Шаманская плеть, шаманский нож и шаманская пика. Общее между этими трема атрибутами то, что кроме всего прочего они символизируют силу шамана и авторитет среди верующих. Далее разберем каждый атрибут отдельно.
-Шаманская плеть. Плеть считается орудием всадника. Вообще сам символ коня имеет достаточно большое значение в шаманизме, но об этом следует поговорить позже. Считается что плеть пропитанная конским потом отгоняет злых духов, также это является орудием борьбы против них. Часто при лечении шаман хлестает плетью (и иногда достаточно сильно) по больной части тела человека, тем самым выгоняя духа из тела. Также плеть используется при родах, роженицу в традиционном обществе стегали плетью во время родов и вешали над кроватью.
-Шаманский нож. Нож использовался как по прямому назначению, например зарезать жертвенное животное, или порезать руку для того, чтобы дать клятву на крови, или "пустить кровь" в целях лечения, нож использовался и при путишествиях. Иногда ножом сражались со злыми духами, но редко, для этого есть другие атрибуты. Чаще ножом разрезали верхний слой облаков при путишествии в верхние миры. Либо "резрезали небо" для разгона туч. Иногда ножом чертят некоторые символы и знаки на земле, небе, огне или воде. Нож редко изготавливался из железа, чаще всего он делался из камня или кости. И не только по той причине, что железа было мало и обрабатывать его было сложно, считается что некоторые добрые духи не переносят заточенного железа, в том числе например духи недавно умерших людей.
-Шаманская пика. Тоже самое по аналогии с ножом.

9) Фигурки духов, когти клыки, перья.
-Обычно это фигурки животных. О значении тех или иных животных в шаманизме нужно будет поговорить отдельно. Это могут быть животные которые являются духами-помощниками шамана, полученными во время путишествия, либо животные силу которых хочет обрести шаман на время того или иного камлания. Это могут быть миниатюрные фигурки оружия, которым, во время камлания, по надобности, шаман сражается со злыми духами, или фигурки предков.
-Когти и клыки также символизируют силу животного. Перья также используются для подражания птице при взлете, когтем можно "выскребать" болезнь из человека (лучше всего подходит лапа барсука). Иногда перо также используется за место венчика для очищения чего либо, им как бы "выметают" весь негатив.

10) Венчик. Традиционный якутский венчик сделан из черного или белого конского волоса. По якутской традици именно по конскому волосу поднимаются духи предков из нижнего мира. Сам по себе конский волос неприкосновенный для злых духов, по этому им лучше всего совершать очищение. Особенно хорошо использовать такой венчик при целительстве.

11) Бубен и варган. Оба этих инструмента считаются Большим и Малым конями шамана. То есть то, на чем шаман совершает путишествие в другие миры. На счет использования варгана и бубна необходимо поговорить отдельно.

12) Маска. В шаманизме маска используется для вхождение в то или иное состояние. Например маска медведя для вхождение в состояние медведя, маска гнева, для вхождение в состояние гнева и тд. Также иногда (но очень редко) маску надевают чтобы обмануть духов. Обещать им многое для достижения цели, а потом сжеч маску. Когда духи придут за обещанным, они не узнают шамана без маски. в некоторых традициях маску используют за место шапки, но очень редко.

13) Мешочки и шкатулки. Шкатулка или сумка в которой хранятся шаманские принадлежности сама по себе является духом-помощником. Различные мешочки и поясные сумки могли служить для совершенно разных целей. Мешочек для гадательных костей, сумки для сбора трав, мешочек для хранения трав или табака и тд. При этом сами по себе они являлись предметами силы и покрывались различными узорами, обычно для защиты того, что в них находится.


 

(C)Сигурд 2009

Метки: