?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шаманизм. Музыка.

Музыка в шаманизме играет большую роль, в основном служит для вхождение в транс и общения с духами. В прнципе в городских условиях для вхождения в транс можно использовать и пианино, но лучше для этого приспособлены традиционые инструменты.

1) Бубен. Пожалуй самый известный шаманский инструмет. Как таковой барабан используется во всех древних традициях. Будь то африканские "там-тамы" или тибетские барабаны. Бубен называют Большим конем шамана, на которым он отправляется в другие миры. Сам по себе бубен это очень сильный дух-помощник. И также как и других духов его нужно кормить. Обычно для этого за удачное камлание привешивается ленточка на рукоять бубна. Также есть традиция "выдувания" молока через плотно сжатые губы на бубен. Впрочем так кормятся многие духи-помощники. Бубен один из немногих предметов из шаманской атрибутики, который занимает отдельное место в доме. Обычно он вешается на стену в специально отведенном месте. Помимо значения бубна как шаманского коня, он также является как бы картой местности и тесно связан с духами местности где этот бубеен был сделан. В городских условиях бубен сделать достаточно сложно, особенно соблюдая все правила, ведь если бубен теснно связан с местностью, то и все материалы должны быть из этой местности и освещаться он должен там же. Однако по моему опыту хороший бубен не связанный с духами местности хоть и в разы слабее, но все же кое какую работу с ним выполнять можно. Во первых бубен прекрасно подходит для выхода в транс. Звук бубна настраивает мозг на определенные волны и вводит человека в состояние фазы. Во вторых бубен можно использовать как карту той местности, куда ты направляешься. Иногда бывает не просто во время путешествия повернуть в ту или инуб сторону, изменив же немного звук бубна это делается с легкость. Да и некоторые действия с помощью бубна выполнять гораздно проще. В третьих бубен облегчает настройку на определенные действия. У некоторых шаманов есть несколько бубнов, например бубен для путешествий в нижние миры, бубен для путешествий в верхние миры, бубен для целительства, бубен посвященный определенному богу или духу и тд. Рисунок на буне означает то, для чего он создан. После смерти шамана бубен обычно протыкают и вешают на ветку рядом с местом погребения. В некоторых традициях, шаман протыкает бубен перед смертью (или закапывает в землю) в том случае, если хочет чтобы его дети шаманами не становились. Колотушка для бубна делается в разных традициях по разному. Чаще всего колотушку вырезают из дерева и обтягивают кожей, шерстью наружу. Тогда звук получает наиболее глубокий. Бывает колотушку шерстью не обтягивают, тогда звук более резкий. Перед камланием шаман нагревает бубен на огне, тем самым очищяя его и стягивая мембрану для звонкости звучания. Обычно в начале камлания ритм бубна медлянный,потом он постепенно убыстряется и вовсе становится хаотичным. Это связанно с несколькими стадиями погружения в транс. Ритм может различатся в зависемости от того, какое конкретно действие совершает шаман во время камлания. Также считается что звук бубна боятся злые духи, поэтому бубном иногда очищают, человека, но чаще помещение или предмет.

2) Варган. Если бубен это Большой Конь шамана, то варган это Малый Конь. Есть шамана которые камлают без бубна, но с варганом. Названия этого инструмента различается от региона к региону. Якутский хомус, алтайский комус, русский варган, вьетнамский дан мой, китайский коу сян, венгерский дромб, хакасский темир-комус и тп. Варган, это язчковый инструмент, состоит из двух частей. Это железный или деревянный корпус, на котором закрепляется язычок. При игре на варгане, корпус прикладывается к зубам, удары по язычку заставляют его вибрировать и издавать спецефический звук. Однако не все так просто, как кажется. При игре на варгане, любая мелочь, будь то положение языка, дыхание, все сильно сказывается на звучании варгана. Также сказывается ритм и сила боя. Все эти нюансы позволяют издавать на варгане самые различные звуки. Настоящими мастерами игры на варгане считаются якуты, их хомусы самые звонкие и богатые на различные обертона. Для начинающих могу посоветовать алтайские комусы, они относительно просты в использовании и совсем недорогие, по сравнению с другими варганами. Считается что звук варгана очищает и структуризует энергетику человека, по этому часто его используют для лечения и очищения. Также с помощью варгана намного легче выходить в транс, особенно если уметь на нем играть. Варган можно назвать одним из самых древних музыкальных инструментов. Прародителем варгана считается поющий лук. Ударяя по тетиве лука, она издает подобный звук, а зажимая эту тетиву в определенных местах, можно достигнуть различного звучания. Также есть прием игры на тетиве, где один ее конец цепляли за зуб, а второй за ногу, разное натяжение и разная артикуляция позволяли издавать похожие на варган звуки. Также возможно раньше использовали обычную щепку, прикладывая ее ко рту.

3) Горловое пение. Наше горло, также замечательный музыкальный инструмент, имеющий большую популярность среди шаманов :) Горловое пение отличается от обычного вокала совершенно другим принципом звукоизвлечения. Как-то Ногон Шумаров ( Алтайский мастер горлового пения)на своих лекциях говорил о том, что первые звуки которые издавал древний человек, были именно горловые звуки, подобные животным крикам. Выделают три основных стиля горлового пения (на самом деле их гораздо больше). Это каргыраа, хоомей и сыгыт.
-Каргыраа. Этот стиль горлового пения часто сравнивают с криком ворона или рыком медведя. Низкий хрипящий звук с еле слышным сверхвысоким свистом. Образуется в результате "зажима" гортани и хрипа горлом.
-Хоомей. Этот стиль похож на вокал, только звук обогащен различными обертонами. Большая часть песен сибирских народов исполняются на хоомее. Образуется в результате "зажима" гортани и обычного голоса.
-Сыгыт. Сверхвысокий свист, при котором "фоновый" голос остается на одной тональности, а свист меняется, за счет изменения положения языка и губ. Образуется в результате исполнения хоомея и постановки языка к верхнему небу.
Горловым пением исполняют сокральные тексты, молитвы и заклинания. Очень распространен на Тибете стиль гьюкэ, схожий со стилем каргыраа, особенно это харрактерно для традиции Бон По. Также считается, что горловое пение очищает (особенно сыгыт) как певца, так и слушателей. Очень помогает при вхождении в трансовое состояние сознания.

4) Морин-Хуур. Это смычковый инструмент на две струны. Лично я этот инструмент не освоил и мало что про него знаю, поэтому предлагаю вам небольшую заметку с сайта http://www.shaman.etnoshop.net. Замечу лишь, что подобные инструменты есть и в китае и на алтае. Вообще все струнные инструменты у сибирских народов обычно имеют только две струны, что позволяет исполнять достаточно специфические мелодии.
"Предпринимая путешествия в поисках силы и информации, шаманы использовали различные техники, в том числе практиковали игру на музыкальных инструментах.
Одним из таким удивительных инструментов является Морин хуур (морин хур, моринхур). Это музыкальный струнный инструмент, на котором, как считается, могут играть лишь мужчины. Корпус и дека моринхура выделаны из сосны и кедра. Струны и смычок изготавливаются из конского волоса, обработанного специальными веществами и выдержанного в тени при определенной температуре. Формой он немного напоминает домру, но у него всего две струны, сплетенные из конского волоса, а деревянный корпус сам по себе уже может служить произведением искусства.
Морин хур на протяжении семи столетий играет огромную роль в жизни монголов и бурятов. Они говорят: там где играет морин-хур, все плохое уходит, а доброе остается. И так как звук морин-хура способен прогнать злых духов, поэтому считается, что он должен быть в каждой монгольской и бурятской семье.

В Бурятии с этим инструментом связана своя легенда. Морин-хур появился так. У одного мальчика-сироты был жеребенок, который вырос и стал побеждать на скачках. Коня захотел купить богач, только мальчик отказался. Тогда богач в отместку убил коня. Мальчик в память о своем скакуне взял себе его хвост, вырезал из дерева голову коня, натянул конский волос вместо струны, согнул стрелу - получился смычок и так родился инструмент, с помощью которого мальчик вернул себе своего друга.

Изображение моринхура находится даже на гербе Монголии, а Организация Юнеско признала Морин-хуур достоянием и культурным наследием всего человечества!" (с)
Список будет пополняться.


 

(C)Сигурд 2009

Метки: